Лента новостей 

Учитель - это пример и авторитет

6 сентября 2019, 12:00
1 506
Учитель - это пример и авторитет

Начался новый учебный год, на протяжении которого одними из главных людей в жизни школьников вновь станут педагоги. Удивительно, сколько поколений пропускают через себя работники сферы среднего образования, как много детей они выучили, воспитали! Недавно Глава Ульяновска Сергей Панчин на педагогическом форуме поощрил ветеранов этого непростого ремесла.

За значительный вклад в развитие системы образования города, а также за обучение и воспитание подрастающего поколения благодарственные письма администрации Ульяновска вручили Ольге Гишкаевой, Галине Назаровой и Нафисе Сагадеевой.

Галина Назарова работает в школе No27 с самого ее основания вот уже 53 года, 37 из которых - завучем по воспитательной работе и 12 - в должности директора. Как бы ни менялись должностные обязанности, вести уроки Галина Михайловна не переставала, никогда не отказывалась и от классного руководства.

- Стать учителем я мечтала с детства, - делится педагог-ветеран. - На четвертом курсе пединститут нас отправил на практику. Я работала в селе Оськино Инзенского района. Тогда я поняла, что это именно то, чему хочу посвятить свою жизнь. С 1 сентября 1969 года я начала свой педагогический путь учителя математики в школе No27. Все меняется: время, люди, эпохи, нравы, а учитель остается. Неизменны его справедливость, искренность, неравнодушие, требовательность к себе и ученикам. Это те самые «киты», на которых стоит и всегда должна стоять работа педагога. Ученики приходят в твою жизнь на ограниченный промежуток времени, но остаются в сердце навсегда. О них мы беспокоимся, радуемся, огорчаемся, даже в разговорах с коллегами главная тема всегда - ученики. Считаю, что чем выше мы, тем выше дети, ведь учитель - это пример и авторитет.

Замечательному педагогу Нафисе Сагадеевой в этом году исполнится 70 лет, 27 из них она проработала директором гимназии No30, а до этого пять лет руководила школой No48 имени Героя России Д.С. Кожемякина.

- Родилась я в Башкортостане, в городе Ишимбай, оттуда и приехала на родину Ленина получать образование. Благодарна своим институтским преподавателям, до сих пор поддерживаю связь с Ларисой Михайловной Поповой, которая вела у нас генетику. После окончания работала в Криушинской средней школе учителем химии. У нас была очень тесная связь с ребятами под моим классным руководством, я всю душу и энергию отдавала детям, с некоторыми из них я до сих пор общаюсь.

Еще один ветеран педагогического труда - Ольга Гишкаева проработала учителем математики школы No48 почти 45 лет, в том числе и в должности директора. В этом году Ольга Николаевна вышла на пенсию и с удовольствием делится опытом, своими наблюдениями и знаниями:

- В 1970 году я поступила в ульяновский педагогический институт на физико-математический факультет. По всероссийскому распределению в 1974 году уехала работать на Северный Кавказ в станицу Нестеровская, где преподавала двенадцать лет. Я была очень горда своим родным краем и много классных часов в местной школе посвятила родному городу.

Мы пообщались со всеми тремя заслуженными педагогами, чтобы узнать их видение педагогического ремесла, отношение к современной системе образования, детям разных поколений и многое другое.

- Нередко у людей, работающих много лет в одной сфере, происходит профессиональное выгорание. Чувствовали ли вы его когда-нибудь?

Галина Назарова:

- Мне кажется, в нашей профессии едва ли возможно выгорание. От детей я никогда не уставала и не устаю. Понимаете, они ведь все разные. Мне уже 72 года, а я все еще работаю и пока даже не хочу уходить. Школа и дети - это моя жизнь. Зачастую своим детям уделяешь меньше внимания, чем чужим. О каком выгорании может идти речь?

Ольга Гишкаева:

- Мне кажется, если ты профессионально выгорел, работая педагогом, ты всю жизнь занимался не своим любимым делом, к сожалению.

Нафиса Сагадеева:

- Никогда не сталкивалась с этой проблемой. Понимаете, работа с людьми в принципе сложна, но тем и интересна, а уж с детьми - тем более. Учителя в школе совмещают все сразу, поэтому когда каждый твой день не похож на предыдущий, выгореть почти нереально.

- За все время работы вам всем удалось воспитать много поколений, вы застали несколько эпох, работали с детьми разных времен. Современные школьники от них отличаются?

Нафиса Сагадеева:

- Дети сейчас продвинутые. Люблю это слово [смеется]. Они все знают, все умеют, любую информацию могут быстро найти. Гаджеты, что в их распоряжении, порой значительно облегчают процесс обучения. Молодежь сейчас очень практичная, к обучению относится более аналитически, распределяя все на нужное и ненужное. Но, другое дело, уходит немного на второстепенный план нравственное воспитание детей, что порой очень заметно.

 Ольга Гишкаева:

- Дети во все времена очень похожи, они ведь все равно дети. Каждый по-своему ошибается, спотыкается, спорит. Кто-то старательный, а кто-то ленится. Основные и самые главные трудности, через которые проходят дети, не изменились. Конечно, всегда встречались и те, кто проявляет жестокость или агрессию, кто не хочет учиться, - они были, есть и будут вне зависимости от времени. Не могу сказать, что даже в этом плане что-то принципиально изменилось.

Галина Назарова:

- Наверное, сейчас дети больше обращают внимание на то, как они выглядят, сравнивают себя с одноклассниками, сверстниками. Но это вызвано тем, что сегодня более явно прослеживается уровень достатка семьи исходя из внешнего вида, и тем, что единая школьная форма есть далеко не во всех учреждениях среднего образования. Не думаю, что дело именно в детях, на них влияет время, в котором они живут.

- Вам, школьным учителям, тем более ведущим классное руководство, приходилось иметь дело с действительно трудными подростками? Как работали с ними, находили контакт?

Галина Назарова:

- Ребята всегда чувствуют то, как с ними обращаются, как к ним относятся: от души или просто для галочки. Если дети ощущают твою заботу, что ты им не враг, они идут на контакт, на взаимодействие. Однажды в школу к нам пришел выпускник прошлых лет, он был очень трудным подростком, даже попал в тюрьму после школы. Так вот, он говорит: «Я злюсь не на учителей, а на одноклассников, они чего-то добились в жизни, а я – нет». Почему они, говорит, меня не одернули, не повлияли. Представляете? Как бы это ни звучало, но иногда даже, оказывается, виноватыми видят не учителей и родителей, а тех, с кем ты за одной партой сидел. Это очень сложная тема.

Ольга Гишкаева:

- Трудный подросток - это протест, я за годы работы сталкивалась в основном с тем, что причина была в семье. Я всегда была строгим учителем, но не перестану повторять: мы должны знать семьи наших учеников, каждому необходим сугубо индивидуальный подход, чтобы ни в коем случае не стать последней каплей горечи в его жизни, а поддержать в нужный момент.

Нафиса Сагадеева:

- Когда ребенок в школе, мы, учителя, обращаем внимание на каждого, мы видим, кто пришел не в настроении, кто сидит с опущенной головой. «Проблемный» ребенок - это ведь такая тонкая материя... Если ученик конфликтует с одноклассниками, не слушает учителей или прогуливает уроки - разговариваем с родителями. Если сильно хромает успеваемость - задаем вопросы ребенку, спрашиваем, может, он чего-то не понимает, а может, ленится. Приходится уметь находить баланс, взаимопонимание.

- Насколько школьные оценки реально определяют умственные способности детей?

Галина Назарова:

- Далеко не всегда. Не секрет, что троечник может добиться гораздо большего в жизни, чем отличник. Учиться на четверки и пятерки - это хорошо, это некий показатель, скорее, твоих стараний и множества других прекрасных качеств. Мой предмет - математика - вообще для школьников не из легких. Поэтому я стараюсь максимально понятно все объяснить каждому. Здесь я переняла методики своего школьного учителя. Он делал таким образом: давал общее задание, выявлял, у кого получается лучше, а затем делил на группы и закреплял за каждым «слабеньким» учеником «сильного». Детей нельзя делить на троечников и отличников, на хороших и плохих, их нужно объединять. Тогда, быть может, неудовлетворительных оценок станет меньше.

Ольга Гишкаева:

- Троечник троечнику рознь. Все ребята - разные, с разными физическими и умственными способностями. Есть дети, для которых тройка - великое благо, что вполне нормально. Некоторые просто не реализуют свои возможности в полную силу по тем или иным причинам. За это нам, учителям, бывает очень обидно.

Нафиса Сагадеева:

- Нельзя на детей вешать ярлыки. Оценки - это условность. Бывает, ученик - двоечник, но как он прекрасно рисует! Почему нет? Лишь бы он нашел свое призвание в будущем, а все остальное не критично.

- С годами меняются образовательные стандарты, программы. Как относитесь к этим метаморфозам? Когда дети учились лучше: сейчас или раньше?

Галина Назарова:

- Мое счастье, что мой предмет - математика. Здесь как велосипед ни изобретай, все уже есть, база неизменна, постоянна. Что-то убирают, что-то добавляют, но это не вносит каких-то серьезных изменений.

Нафиса Сагадеева:

- С годами система образования усовершенствовалась, устраняются недоработки, возможность влияния необъективности со стороны преподавательского состава на контрольных, экзаменах, вот и все.

- А как вы относитесь к системе ЕГЭ? В этом году выпускники Ульяновской области показали очень хорошие результаты на госэкзаменах. Действительно ли это вызвано высоким уровнем образования, на ваш взгляд?

- Нафиса Сагадеева:

- Кто бы что ни говорил, уровень познания, интеллекта, эрудиции у детей все равно сейчас стал выше, в том числе и благодаря уровню образования. Когда я работала директором школы, я видела всех наших стобалльников, и каждый из них получил наивысший результат заслуженно.

Ольга Гишкаева:

- Нужно обратить внимание, что высоко- и стобалльниками становятся в основном не дети, которые просто посещают уроки, а те, кто активно участвует в различных предметных олимпиадах, конкурсах, причем не только на городском или региональном уровнях, а также и всероссийском. Высокие баллы нельзя получить, оперируя лишь базовыми знаниями, тут включается уже эрудиция, нестандартное мышление. А касательно системы образования могу сказать, что раньше мы давали детям знания: они получали информацию от нас, из учебников, все было ограничено рамками в любом случае. Теперь мы даем детям информацию, и наша основная задача - научить их добывать знания из нее самостоятельно.

Галина Назарова:

- Когда дети сдавали экзамены в школе, все равно им могли помочь. Картина с ЕГЭ более объективная, независящая от внешних факторов. Как математик считаю этот формат действительно правильным, особенно разделение экзамена на базу и профиль. Зачем мучить выпускников сложными науками, если связывать с ними жизнь они не планируют.

- Какие ошибки педагогов в работе с детьми вы замечали и можете назвать?

Галина Назарова:

- Здесь мне на ум приходит забавный случай, еще когда я пришла впервые на работу в школу. Захожу как-то в раздевалку и вижу картину: бежит с воплями ученик, а за ним с длинной линейкой такая довольно упитанная учительница с огромными безумными глазами. Наверное, до такого доходить не должно уж точно! [смеется]

Нафиса Сагадеева:

- Самое ужасное, что может быть в работе с детьми, - равнодушие. Нужно уметь полюбить чужих детей. Это не у каждого получается, в этом большая беда. Молодые учителя ввиду их активности и неопытности могут быть нетерпеливы или нетактичны. Но все это решается, если хочешь учиться и развиваться, то обязательно будешь расти как профессионал.

Ольга Гишкаева:

- Неумение развить таланты у детей, их способности. Педагогам не хватает огня в глазах, они не привносят ничего в свой образовательный процесс. Пришли, отчитали все, что нужно, и ушли. Это не та профессия, ты не за станком работаешь - выключил и забыл. С детьми так нельзя.

- Известно, что наш регион разрабатывает законопроект о статусе педагога. Как вы к нему относитесь?

Нафиса Сагадеева:

- Наконец-то, давно пора! Я рада, что именно наш регион этим вплотную занялся. Сейчас по закону учитель «оказывает образовательные услуги». Но мы - не обслуживающий персонал, мы воспитываем, учим личностей.

Ольга Гишкаева:

- Настоящий педагог всегда останется после уроков, объяснит, расскажет, позанимается с ребенком, вне зависимости, оплачиваются эти часы или нет. Учителя, по-настоящему верные своей профессии, ведь так много отдают. Поэтому мы надеемся, что тяжелый труд педагога будет высоко оценен.