Лента новостей 

Профессия педагога - лучшая

16 ноября 2018, 04:04
0 601
Профессия педагога - лучшая

19 ноября заслуженному учителю России Зое Сергеевне Борисовой исполняется 70 лет. В свой юбилей директор ульяновского 20-го лицея вспоминает не только свой жизненный путь, но и становление учебного заведения, у руля которого она стоит уже почти четверть века. Именно при ней школа стала лицеем и на 10 лет опередила многопрофильное образование в России. Зоя Борисова уверена, что современная школа - это, прежде всего, мотивация, выбор и индивидуализация. Все - для учеников.

- Большую роль в формировании меня и выборе профессии сыграли родители, - говорит Зоя Сергеевна. - Отец и мама у меня окончили Ульяновский педагогический институт. Папа - исторический факультет, мама всю жизнь была учителем химии. Отец около 25 лет возглавлял 42-ю школу. Поэтому я сделала осознанный выбор и в итоге пошла по стопам отца. Окончила тот же вуз, получила ту же специальность и сейчас так же, как и он, работаю директором. В выборе профессии я не сомневалась, ведь лучше профессии, чем педагога, вообще не существует.

О пути педагога

- Как начиналась Ваша карьера учителя, были ли сложности на пути к статусу «опытный педагог»?

- Муж у меня военнослужащий, поэтому я всегда ездила за ним. 20 лет я отработала учителем в школах в разных местах - на Дальнем Востоке, в Приморье, потом в Германской Демократической Республике, затем шесть лет под Калининградом и только в 88-м году я вернулась в Ульяновск. И хочется сказать, что где бы мы ни были, мне всегда везло с работой, поэтому у меня большой трудовой стаж. Я ни дня не сидела без дела. Первые четыре года, вернувшись на родину, я отработала в ульяновском авиационном техникуме, занимала руководящие должности. Но все равно понимала, что это не мое. Поэтому с 92-го года я вернулась в школу, а через три года я стала директором. Почти четверть века работаю в этой должности в 20-й школе, а с 2004 года мы стали лицеем.

- Все-таки должность директора - это больше административная работа. Вас не тянет вернуться к преподавательской деятельности?

- Было время, когда я это совмещала. Выпустила несколько классов, преподавала историю и обществознание, готовила своих учеников к олимпиадам. Но сейчас приходится много времени уделять финансовой составляющей в лицее, так как организация стала самостоятельной, и я приняла решение, что надо заниматься только административной работой.

Современная школа

- А что для Вас значит слово «учитель» и что педагог должен, в первую очередь, дать своим ученикам, чтобы они его помнили потом всю жизнь?

- Сейчас очень активно меняется мир, меняются и дети. Выросло уже совершенно другое поколение. Поэтому, естественно, и педагоги должны меняться. В частности, владеть новыми технологиями, учить по-другому, потому что даже требования к качеству образования со стороны государства очень изменились. Но самое главное: если работать педагогом, то, в первую очередь, надо любить детей. В противном случае учитель просто не сможет работать в школе. Важно уметь прощать, может, даже на некоторые вещи закрывать глаза, идти на компромисс. Учитель должен быть прекрасным психологом, добрым, отзывчивым человеком и в какой-то степени другом ученику. Тогда ему будут доверять и уважать его как профессионала.

- А где та черта, за которую учителям все же нельзя выходить, как ее не пропустить?

- Разумеется, грань в этом общении должна быть. И педагог обязан знать, как правильно вести диалог с учениками. При общении нельзя стирать грань «педагог - ученик», нельзя, к примеру, разговаривать о личной жизни. Общаться нужно по-деловому, помогать ученикам, давать рекомендации, отвечать на вопросы, касающиеся предмета. Уникальное образование

- Многие в городе знают 20-й лицей и говорят об уникальной системе образования в нем. Ученики толпами пытаются сюда попасть. С чем Вы связывается такую популярность?

- С 90-х годов у нас существует многопрофильная система. Сначала открыли три профиля, потом добавился еще один. Мы на 10 лет практически опередили в профильном образовании Россию. За эти годы сформировался очень сильный профессиональный состав педагогов. Мы постоянно участвовали в опытно-экспериментальной, инновационной работе. Изучение предметов идет по углубленной программе. Профильное обучение дает прекрасные результаты, и лицеисты знают, что если они успешно оканчивают лицей, то потом в дальнейшем успешно складывается их путь в получении высшего образования.

Также процесс образования двигают национальные проекты, конкурсы и гранты. У нас не было ни одного года, чтобы мы не участвовали в конкурсах и не получали гранты. Все эти деньги идут на модернизацию материально-технической базы лицея. Поэтому мы с гордостью говорим, что ничуть не уступаем лучшим школам России, а теперь у нас есть еще классы международного бакалавриата (MiddleYearsProgramme - MYP). Мы авторизовались как международная школа. И теперь мы соответствуем не только нашим федеральным стандартам, но и международным.

- Можно ли сказать, что на выходе из 20-го лицея ученик получает профильное образование?

- Я всегда говорю, что современная школа - это, во-первых, школа мотивации, и чем раньше дети перед собой поставят цели, тем раньше они поймут, что нужно предпринимать, чтобы их достигнуть и получить результат. У нас начальные классы обучаются по двум системам. Начиная с пятого класса идет предпрофильная подготовка. С 8 по 11 класс у нас полностью профильное обучение: физико-математическое, информационно-технологическое, химико-биологическое, филологическое. И вот чуть более года назад у нас появилось пятое направление - международная школа с 5 по 9 класс, где упор делается на иностранные языки: два обязательных и третий на выбор.

Во-вторых, современная школа - это школа выбора. Чем обширней любое образовательное учреждение предоставит детям выбор профиля обучения, дополнительного образования, тем качественнее будут результаты учебы. Ну и последнее. Современная школа - это школа индивидуализации. Дети все разные, с разными способностями и потребностями. У нас много старшеклассников учатся по индивидуальным планам, мы активно их переводим на такой формат обучения.

- То есть каждому ученику Вы составляете индивидуальный план, и он занимается по своей программе?

- У нас есть полипрофильные классы. Это сделано именно для выбора учеников. Одна часть детей обучается по химико-биологическому профилю, а другая - по филологическому. Одна группа углубленно изучает химию и биологию, а другая идет в это время на иностранные языки и литературу. Когда дети готовятся к олимпиадам, старшеклассники ездят по вузовским конкурсам в российские города, дополнительно занимаются.

Мы, конечно, предоставляем такую возможность и для них выстраиваем индивидуальную образовательную траекторию. Они могут, например, изучать ряд отдельных предметов дома, самостоятельно, сдать зачетами в конце полугодия, а все силы бросить на предметы, которые нужны им будут в дальнейшем для получения образования. И вот именно индивидуализация дает свои положительные результаты.

- При входе в Ваш лицей написано объявление: «Уважаемые родители, мест в школе нет. Все классы полностью укомплектованы». Это говорит об имидже лицея. Чем он так привлекает еще, помимо образовательной системы?

- Мы уже четыре раза входили в топ-500 лучших школ России. Прошлый год у нас был вообще звездный. Мы вошли в топ-200 школ независимого рейтинга по работе с одаренными детьми. Также мы входим в топ-100 лучших профильных школ России. У нас очень успешные ученики, которые поступили во многие ведущие вузы России. Почти все наши выпускники поступают в вузы. 80-85% из них обучаются на бюджетных отделениях.

Да, у нас трудно учиться, потому что программы очень сложные, но они дают результаты. И пусть лучше дети со школы привыкнут к этому. Наши ученики говорят: «Нас научили трудиться, нас научили учиться», и я не припомню случая, чтобы кто-то из наших выпускников ушел из вуза именно из-за неуспеваемости. Они все становятся трудягами. У нашего лицея есть лицо. Это и привлекает родителей, поэтому они хотят отдать своего ребенка именно к нам получать образование. Наш девиз: «Успех в лицее определяет успех в жизни». И чем дети это раньше осознают, тем лучше.

Оставить комментарий

Максимальная длина сообщения 600 символов.