3 августа 2016, 10:11
0 956
0
0

Мифы и реальность. Как подготовить ребенка к школе

Мифы и реальность. Как подготовить ребенка к школе

Новый учебный год для многих начинается уже в начале августа: закупается форма, ранцы, карандаши, ручки и дневники. Ребята еще наслаждаются последним месяцем лета, а вот родители вспоминают о подготовке детей к школе. Кто-то пойдет в первый класс, кому-то нужно прочитать «список на лето», кому-то – готовиться к экзаменам. И всех без исключения ждет период адаптации после отдыха.

О подготовке детей и подростков к школе существует множество мифов: некоторые считают ее необходимой, кто-то не воспринимает всерьез, кому-то страшно и подумать об этом. Мы выбрали ряд наиболее распространенных суждений и попросили их прокомментировать медицинского психолога Надежду Бардину. 

 

Миф 1. Ребенок сам справится

Сразу скажем: это правда, но лишь отчасти. Большинство детей спокойно вливаются или возвращаются в детский коллектив, налаживают контакт с учителем, начинают выполнять его требования. При этом школьники чувствуют свою ответственность. Однако у ребенка могут возникнуть сложности – как с усидчивостью, так и с общением. Стоит поддерживать ребенка, делать акцент на его успехах, расспрашивать об отношениях с одноклассниками, учителями, постараться поддержать интерес к учебе.

 

Миф 2. Адаптация проходит быстро

Здесь все индивидуально. В лучшем случае она завершается к концу октября, но некоторые адаптируются дольше, до полугода. В начале учебного года эти дети излишне возбудимы, они не могут сосредоточиться на занятиях, играют на уроках или разговаривают с соседом по парте. Замечания учителя воспринимают болезненно, могут обидеться или даже заплакать. Если такое поведение затягивается, сохраняется во втором полугодии, стоит подумать об обращении к психологу. Решить проблему самостоятельно родителям может оказаться трудно.

 

Миф 3. Ребенок плохо учится, потому что ему лень

Такой вариант не исключен. Но это означает только то, что ребенку не хватает мотивации. Возможно, он станет учиться усерднее, если это поможет ему достигнуть желанной цели – например, попасть летом на море или получить в конце четверти популярную в школе игрушку.

Существует и другая причина плохой успеваемости – низкая самооценка. Ребёнок заранее уверен, что у него ничего не получится, и его будут ругать.

И, наконец, третья возможная причина низкой успеваемости – неспособность сконцентрироваться. Здесь опять-таки может помочь более эффективная мотивация, но может и потребоваться занятие с психологом. Иногда низкая концентрация внимания – признак переутомления, недостаточности витаминов и свежего воздуха.

Конечно, родители знают своего ребенка лучше других, но если адаптация затягивается больше чем на полгода, стоит обратиться к специалисту. Иначе неуспеваемость может приобрести хронический характер, сформируется замкнутый круг: ребенок не уверен в своих силах, неорганизован, поэтому не справляется с заданиями, получает выговор, и его самооценка еще снижается. Повышается напряженность, и проблемы будут расти в геометрической прогрессии.

 

Миф 4. За лень нужно ругать

Критика и ругань – никак не помогут преодолеть лень. У лени всегда есть свои причины – и нужно сконцентрироваться на том, чтобы их скорректировать или убрать. Иногда то, что родители приняли за лень, на поверку оказывается скрупулезностью: ребенок хочет выполнить задание обстоятельно, все поняв и усвоив. В таком случае критика только снизит успеваемость, не даст сосредоточиться на задании.

– Ругая и запугивая ребенка, можно только повысить стресс, усилить страх перед учебой и, таким образом, еще ухудшить успеваемость. Если школьник заранее настроен на неудачу, он не будет хорошо учиться, – отмечает Надежда Бардина. – Старайтесь делать акцент на достижениях ребенка. Сравнивайте его только с ним самим. Сегодня у него получилось лучше, чем вчера? Обязательно отметьте это.

 

Миф 5. Адаптацию переживают только первоклассники

Это не так. На первый взгляд кажется, что переход, к примеру, в пятый класс не меняет установившегося режима и стиля работы, ребенок находится в том же детском коллективе. Но здесь от школьника требуется уже более высокий уровень самоорганизации. В первом классе учитель контролировал ребят, общался с родителями. В среднем звене классный руководитель проводит меньше времени с детьми, появляются новые предметы, новые учителя. В этот период нужно больше общаться с ребенком, спрашивать его о школе. Поощряйте самостоятельность: позвольте ребенку собирать портфель, созваниваться с одноклассниками для решения вопросов. В старших классах тоже не избежать стресса: экзамены, репетиторы, будущее поступление, сложные взаимоотношения со сверстниками… Не стоит в такой ситуации оставлять подростка одного, надеясь, что он уже самостоятелен. При необходимости помогите своему ребенку советом, выслушайте его.

И главное – будьте внимательны к своим детям, разговаривайте с ними, интересуйтесь их тревогами и радостями. Это самое важное для гармоничного и здорового развития ребенка.

комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Войти Вконтакте Фейсбук
Максимальная длина сообщения 600 символов.