Лента новостей 

Режиссер-постановщик спектакля «Петя и волк» Иванова-Брашинская: «Куклы могут изменить мир!»

29 ноября 2017, 00:00
0 1536
Биография
Анна  Иванова-Брашинская
Анна Иванова-Брашинская

режиссер театра кукол

В начале декабря – 2 и 3 числа – ульяновских зрителей ждет премьера спектакля по музыкальной сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк». Репетиции идут полным ходом, но нам удалось поговорить с режиссером-постановщиком спектакля Анной Ивановой-Брашинской.


«Петя и волк» – симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром. Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом.


- «Петя и волк» ассоциируется с музыкальным произведением далекой эпохи. Не кажется ли вам, что оно неактуально для сегодняшних детей? О чем будет ваша история?

- Фабула этой истории, конечно, анекдотична и требует какого-то социального погружения в тему. Почему мальчик живет за забором? Один с дедом и с уткой. Есть у него кошка или он ее придумал? Ничего не понятно с точки зрения социалистического реализма. И, несмотря на время, в которое ее сочинил Прокофьев, она свободна в художественном виде. Смешно в ней искать здравые смыслы – это музыкальное произведение. И оно абсолютно гениально. Отталкиваясь от этой идеи, мы с художником Сашей Поляковой решили интерпретировать сказку Прокофьева как историю о творчестве. Об умении слушать, слышать и вслушиваться.

Концертный Прокофьев удивительно визуален, почти иллюстративен, он инструментами изображает и шаги дедушки, и движения утки… Именно поэтому он популярен в визуальном искусстве – кино и мультипликации. Рассказывая про Петю и волка, что ни показывай и ни придумывай, все равно Прокофьева не переплюнуть.

- Почему все-таки решили ставить «Петю и волка»?

- Произведение сегодня популярное, но, тем не менее, у него мало интерпретаций. Музыка замечательная. И нам кажется, что название кассовое – ну кто же не пойдет на «Петю и волка»?

- Для какого возраста спектакль?

- Это сложный вопрос. Я знаю много режиссеров, которые не просто отказываются, а просто физически не в состоянии ответить на этот вопрос. Все зависит от того, к чему ребенок готов. Сегодняшние дети ритмически переразвиты – скорость смены картинок в их жизни такая интенсивная, что для того, чтобы в театре удержать его внимание, нужно пользоваться особыми средствами. Ребенку в пять лет этот спектакль смотреть будет не рано. Да, от пяти лет.

-Какова продолжительность?

- Музыкальное произведение звучит по-разному: с чтецом и без него. Наш спектакль будет идти 40 минут.

- Удалось познакомиться с актерами? Какое впечатление от труппы?

- Удалось именно пообщаться. Мы сознательно, несмотря на сжатые сроки, идем медленно, чтобы хорошо отработать первый этап. Тогда будет проще сделать технические вещи. Впечатление у меня неожиданные и неправдоподобно прекрасные, потому что все люди смотрят в глаза, и ты чувствуешь в них какую-то пружину, динамику. И это счастье. Мне, неважно есть ли у актера диплом, главное – должно быть внутреннее желание. И если оно есть – это просто подарок. Сейчас в моей группе те люди, у которых желание есть.

- Вы много ставите за рубежом и в крупных театрах. Легко ли было согласиться приехать на постановку в Ульяновск?

- Моя европейская популярность несколько преувеличена. Я действительно много работаю в Европе, но это ситуация вынужденная. Это ситуация адского рая, потому что с одной стороны я вольна работать с кем хочу и над чем хочу, а с другой стороны – должна заниматься абсолютно всем и за все платить. В Ульяновск согласиться приехать было совершенно не сложно. И вообще работать в России с российскими актерами на родном языке – радость.

- Как вы считаете, какие ощущения у ребенка, когда он приходит в театр?

- Мне кажется, обратная связь – это самое важное в театре, и этим должен заниматься отдельный человек. Например, ловить детей после спектакля и разговаривать с ними. Сейчас очень развиты социальные сети, поэтому я после спектакля сижу и читаю отзывы родителей, которые рассказывают, что говорят дети. И мне кажется, что любой режиссер должен свой спектакль смотреть в «другую сторону». Как показано в фильме Герца Франка «Старше на 10 минут», где камера без склейки запечатлела реакцию ребенка, смотрящего кукольный спектакль. Я часто, когда не веду свет и звук в спектакле, предпочитаю смотреть на детей и родителей. Потому что они как камертон тайминга и ритма, который не обманешь.

- Как получилось, что стали работать с куклами?

- Мне было 23 года, и это был взрослый опыт. Я никогда в жизни не думала, что буду в театре кукол работать. Я посмотрела спектакль, в котором не было ни одной куклы, но он был кукольным по мышлению. Там не было антропоморфных или зооморфных существ, спектакль был про соединение двух реальностей. Одна реальность с живыми актерами, другая была сыграна пространством и предметами. Это спектакль Михаила Хусида «Что было после спасения» в челябинском театре кукол. Он недолго шел, но был очень сильным.

- Театр кукол может изменить мир?

- Театр вряд ли, а куклы могут!


Анна Иванова-Брашинская родилась в 1965 году в Ленинграде. Окончила театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПбГАТИ), получила ученую степень кандидата искусствоведения. С 1995 года работала деканом факультета театра кукол СПбГАТИ. С 2001 года работает преподавателем отделения театра кукол Академии искусств города Турку, ведет мастер-классы в различных театральных школах Европы. Дебютировав как режиссер театра кукол в 2009 году, осуществила постановки в кукольных театрах Литвы, Польши, России, Эстонии, и Финляндии.


Георгий Романов

Фото из архива Ивановой-Брашинской 



комментарии

Максимальная длина сообщения 600 символов.

Читайте также
25 апреля 2019
Чем опасны солнечные лучи Чем опасны солнечные лучи
Летний сезон уже близко, ульяновцы готовят летний гардероб и приобретают путевки в южные регионы страны, заказывают загранпаспорта и планируют детский летний отдых. В радостных хлопотах немудрено забыть приобрести солнцезащитные средства, а после отпуска – пройти профилактический медицинский осмотр.
9 апреля 2019
Золотые правила ухода за кожей лица Золотые правила ухода за кожей лица
Холодный ветер, недостаток солнечных лучей, частые перепады температур являются причиной того, что весной нашей коже требуется особый уход. На наши вопросы о том, как правильно ухаживать за кожей лица, отвечает врач-косметолог, дерматовенеролог Областного клинического кожно-венерологического диспансера Ирина Ермолаева.
28 февраля 2019
Онкологические заболевания: как снизить риск? Онкологические заболевания: как снизить риск?
В преддверии всемирного дня борьбы против рака мы задали несколько вопросов об этом заболевании главному внештатному специалисту-онкологу Министерства здравоохранения Ульяновской области, главному врачу Областного клинического онкологического диспансера, заслуженному врачу Российской Федерации Валерию Базюку.