Лента новостей 

Режиссер-постановщик спектакля «Петя и волк» Иванова-Брашинская: «Куклы могут изменить мир!»

29 ноября 2017, 00:00
0 761
Биография
Анна  Иванова-Брашинская
Анна Иванова-Брашинская

режиссер театра кукол

В начале декабря – 2 и 3 числа – ульяновских зрителей ждет премьера спектакля по музыкальной сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк». Репетиции идут полным ходом, но нам удалось поговорить с режиссером-постановщиком спектакля Анной Ивановой-Брашинской.


«Петя и волк» – симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром. Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом.


- «Петя и волк» ассоциируется с музыкальным произведением далекой эпохи. Не кажется ли вам, что оно неактуально для сегодняшних детей? О чем будет ваша история?

- Фабула этой истории, конечно, анекдотична и требует какого-то социального погружения в тему. Почему мальчик живет за забором? Один с дедом и с уткой. Есть у него кошка или он ее придумал? Ничего не понятно с точки зрения социалистического реализма. И, несмотря на время, в которое ее сочинил Прокофьев, она свободна в художественном виде. Смешно в ней искать здравые смыслы – это музыкальное произведение. И оно абсолютно гениально. Отталкиваясь от этой идеи, мы с художником Сашей Поляковой решили интерпретировать сказку Прокофьева как историю о творчестве. Об умении слушать, слышать и вслушиваться.

Концертный Прокофьев удивительно визуален, почти иллюстративен, он инструментами изображает и шаги дедушки, и движения утки… Именно поэтому он популярен в визуальном искусстве – кино и мультипликации. Рассказывая про Петю и волка, что ни показывай и ни придумывай, все равно Прокофьева не переплюнуть.

- Почему все-таки решили ставить «Петю и волка»?

- Произведение сегодня популярное, но, тем не менее, у него мало интерпретаций. Музыка замечательная. И нам кажется, что название кассовое – ну кто же не пойдет на «Петю и волка»?

- Для какого возраста спектакль?

- Это сложный вопрос. Я знаю много режиссеров, которые не просто отказываются, а просто физически не в состоянии ответить на этот вопрос. Все зависит от того, к чему ребенок готов. Сегодняшние дети ритмически переразвиты – скорость смены картинок в их жизни такая интенсивная, что для того, чтобы в театре удержать его внимание, нужно пользоваться особыми средствами. Ребенку в пять лет этот спектакль смотреть будет не рано. Да, от пяти лет.

-Какова продолжительность?

- Музыкальное произведение звучит по-разному: с чтецом и без него. Наш спектакль будет идти 40 минут.

- Удалось познакомиться с актерами? Какое впечатление от труппы?

- Удалось именно пообщаться. Мы сознательно, несмотря на сжатые сроки, идем медленно, чтобы хорошо отработать первый этап. Тогда будет проще сделать технические вещи. Впечатление у меня неожиданные и неправдоподобно прекрасные, потому что все люди смотрят в глаза, и ты чувствуешь в них какую-то пружину, динамику. И это счастье. Мне, неважно есть ли у актера диплом, главное – должно быть внутреннее желание. И если оно есть – это просто подарок. Сейчас в моей группе те люди, у которых желание есть.

- Вы много ставите за рубежом и в крупных театрах. Легко ли было согласиться приехать на постановку в Ульяновск?

- Моя европейская популярность несколько преувеличена. Я действительно много работаю в Европе, но это ситуация вынужденная. Это ситуация адского рая, потому что с одной стороны я вольна работать с кем хочу и над чем хочу, а с другой стороны – должна заниматься абсолютно всем и за все платить. В Ульяновск согласиться приехать было совершенно не сложно. И вообще работать в России с российскими актерами на родном языке – радость.

- Как вы считаете, какие ощущения у ребенка, когда он приходит в театр?

- Мне кажется, обратная связь – это самое важное в театре, и этим должен заниматься отдельный человек. Например, ловить детей после спектакля и разговаривать с ними. Сейчас очень развиты социальные сети, поэтому я после спектакля сижу и читаю отзывы родителей, которые рассказывают, что говорят дети. И мне кажется, что любой режиссер должен свой спектакль смотреть в «другую сторону». Как показано в фильме Герца Франка «Старше на 10 минут», где камера без склейки запечатлела реакцию ребенка, смотрящего кукольный спектакль. Я часто, когда не веду свет и звук в спектакле, предпочитаю смотреть на детей и родителей. Потому что они как камертон тайминга и ритма, который не обманешь.

- Как получилось, что стали работать с куклами?

- Мне было 23 года, и это был взрослый опыт. Я никогда в жизни не думала, что буду в театре кукол работать. Я посмотрела спектакль, в котором не было ни одной куклы, но он был кукольным по мышлению. Там не было антропоморфных или зооморфных существ, спектакль был про соединение двух реальностей. Одна реальность с живыми актерами, другая была сыграна пространством и предметами. Это спектакль Михаила Хусида «Что было после спасения» в челябинском театре кукол. Он недолго шел, но был очень сильным.

- Театр кукол может изменить мир?

- Театр вряд ли, а куклы могут!


Анна Иванова-Брашинская родилась в 1965 году в Ленинграде. Окончила театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПбГАТИ), получила ученую степень кандидата искусствоведения. С 1995 года работала деканом факультета театра кукол СПбГАТИ. С 2001 года работает преподавателем отделения театра кукол Академии искусств города Турку, ведет мастер-классы в различных театральных школах Европы. Дебютировав как режиссер театра кукол в 2009 году, осуществила постановки в кукольных театрах Литвы, Польши, России, Эстонии, и Финляндии.


Георгий Романов

Фото из архива Ивановой-Брашинской 



комментарии

Максимальная длина сообщения 600 символов.


Материалы по теме


Читайте также
6 декабря 2017
Ольга Макарова: «Я не ставлю сверхзадач, которые невыполнимы» Ольга Макарова: «Я не ставлю сверхзадач, которые невыполнимы»
Первый ульяновский портал продолжает освещать фестиваль здоровья, таланта, красоты и спорта «Миссис Ульяновск 2018». На данный момент конкурс прошел свой экватор, впереди участниц ждет еще один этап и грандиозный финал. Сегодня мы говорим с основателем, руководителем и идейным вдохновителем фестиваля Ольгой Макаровой.
23 ноября 2017
Директор «Спектр-Авиа» Сергей Карташов: «Окраска Аirbas А380 в России станет прецедентом мирового уровня». Директор «Спектр-Авиа» Сергей Карташов: «Окраска Аirbas А380 в России станет прецедентом мирового уровня».
Ульяновск не зря называют авиационной столицей – в городе много предприятий и организаций, связанных с авиационной отраслью. Всегда на слуху УИ ГА, «Авиастар», «Волга-Днепр», «Ульяновск-Восточный», «АэроКомпозит», чаще стало звучать название «Спектр-Авиа». Сегодня о малоизвестные фактах истории самолетостроительного завода, о будущих проектах и о том, как красят самолеты, мы беседуем с директором ОАО «Спектр-Авиа» Сергеем Карташовым.
15 ноября 2017
Шура в Ульяновске:  «Хоронить Ленина надо…  Это некрасиво, что он там лежит и тухнет, бедный» Шура в Ульяновске: «Хоронить Ленина надо… Это некрасиво, что он там лежит и тухнет, бедный»
В минувшие выходные наш город посетил целый десант популярных звезд 90-х. Среди них в Ульяновск приехал и неординарный Шура – певец, который всегда удивлял зрителей своим необычным образом. После первого выступления в Ленинском мемориале исполнитель дал эксклюзивное интервью корреспонденту Первого ульяновского портала.