Лента новостей



Волшебный шкафчик Дмитрия Бобровича

11 августа 2017, 17:00
0 851

Международный театральный фестиваль «Кукаrt» в Санкт-Петербурге в конце прошедшего июня открылся спектаклем, сценографом которого стал молодой ульяновский театральный художник Дмитрий Бобрович (на фото).

Волшебный шкафчик Дмитрия Бобровича

На этом фестивале кукольников показываются лучшие работы, созданные за последние два года в театрах мира. Интересно, что почетное право первого показа в основной программе выпадает Дмитрию уже во второй раз.

В 2015 году «Кукаrt» открывался его спектаклем «Оскар и Розовая дама» по новелле французского писателя Эрика Эммануэля Шмитта в исполнении Южно-Сахалинского театра кукол, а в этом году - «Прощанием с Матерой» Мытищинского театра кукол «Огниво» по одноименному роману Валентина Распутина. Важно, что и в том, и в другом случае это были совместные постановки молодого художника с признанным мастером Станиславом Железкиным, народным артистом России, основателем и руководителем известного в России и за рубежом Мытищинского театра кукол «Огниво», лауреатом Национальной премии «Золотая маска» и других театральных фестивалей. Их творческому содружеству уже несколько лет, вместе они поставили более десятка спектаклей. Дмитрий считает встречу с этим режиссером для себя большой удачей, ведь их творческий союз оказался на редкость плодотворным.

Из Санкт-Петербурга Бобрович вернулся вдохновленным и рассказал, что спектакль «Прощание с Матерой» выглядел очень достойно и что даже в новостях Первого канала в день открытия фестиваля «Кукart» был показан фрагмент из этой постановки. 

- Прошлым летом «Матера» взяла главный приз на фестивале «У Троицы» в Сергиевом Посаде. А на «Кукаrt» как раз и приглашают спектакли, которые уже стали победителями на разных фестивалях. На «Кукаrtе» нет ни жюри, ни призов. Это дружеский показ последних достижений театров кукол. Программа состояла из трех частей: основная - показ лучших спектаклей театров кукол, клубная - показ экспериментальных спектаклей или синтетических проектов и специальная - проведение особых мероприятий, мастер-классов, конференций. Свои проекты представляли как российские театры, так и театры из Великобритании, Ирана, Бразилии, Польши, Германии, Израиля, Эстонии, Болгарии, Сербии, Беларуси, Италии, Словакии, Боснии и Герцеговины. Мне, в частности, понравилась сценография «Одиссеи» из Болгарии. Там используются гигантские полотнища тканей, из которых создается море с волнами, корабль и многое другое. Актеры играют вживую, хотя есть и куклы. Интересно, что иностранные спектакли даются без переводов. Принцип такой: это искусство, и оно должно быть понятно и без перевода и детям, и взрослым. Дети, кстати, очень хорошо реагировали. Всего было около 50 спектаклей, - поделился впечатлениями Дмитрий.

Интересно, что он, член Союза художников России, главный художник Ульяновского областного театра кукол им. В.М. Леонтьевой, известен не только зрителям, но и посетителям музеев. Практически каждый год Бобрович открывает в них свои выставки. Сейчас в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» представлены эскизы, макеты декораций, куклы и костюмы из его спектаклей, ставших премьерами прошедшего сезона. Выставка носит название «Шкафчик с секретом». И, следуя названию, этот предмет мебели концептуально объединяет экспозицию. Почти за каждой дверцей макета, изображающего «бабушкин» шкаф, можно обнаружить «секретик» - маленький элемент оформления того или иного спектакля Бобровича. Свои тайны хранят в себе и выставленные сундучки, шкатулки, чемоданы и футляр от флейты. В каждом из этих арт-объектов словно бы спрятана сказка, и стоит только открыть крышку, как начнутся чудеса...

 

Вообще-то, с волшебным шкафчиком можно сравнить и голову самого художника. Дмитрий генерирует столько идей, фантазий, задумок, что в его спектакли все они просто не вмещаются. А выставка как раз дает возможность увидеть кое-что из нереализованного и лишний раз восхититься богатством воображения этого «бога кукол», который их создает и ими повелевает. Вот, например, спектакль по повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Над ним художник работал в Ульяновском театре кукол с молодым режиссером из Санкт-Петербурга Максимом Пахомовым.

- Мы ориентировались не на мультфильм, а на текст, - говорит Дмитрий. - Карлсон у нас более взрослый, хулиганистый и даже несколько бомжеватый, ведь, судя по повести, он и деньги ворует, и трубку курит. Актер Илья Фалюшин в роли Карлсона «летает» по сцене на канате. Задняя кирпичная стена сцены хорошо подошла для интерьера крыши, и я ее расписал. Декорация должна была быть с крыльями и в какой-то момент «улететь», потому что у Малыша была мечта о полете. К сожалению, эту задумку реализовать не удалось. Образы главных героев этой постановки Дмитрий нарисовал для выставки на старых потрепанных чемоданах: «витающий в облаках» Малыш у окна и толстый выдумщик и весельчак Карлсон, умеющий летать на самом деле.

Экспериментом для художника стал другой премьерный спектакль - «Вторая смерть Жанны д’Арк» по пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева, созданный на этот раз для Малой сцены Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова. Это совместная работа с режиссером Станиславом Железкиным. Трое актеров - заслуженный артист России Владимир Кустарников (Бог), Марк Щербаков (Палач) и Юлия Ильина (Жанна д’Арк) - играют в постановке вживую, но действие не обходится без кукол, которых они периодически берут в руки, расставляя акценты в своей игре. Кстати, спектакль и решен как игра - игра в шахматы. Основной элемент декорации - повозка - в нужные моменты трансформируется в шахматную доску. Впрочем, в ней заключен целый мир: повозка превращается то в тюремную камеру, то в лестницу, то в эшафот, то в распятие…

Шахматный принцип отражается и в костюмах, сочетающих контрастные цвета, асимметрию. Они представлены на выставке. Каббалистические символы на платье Бога, его высокий, винтообразный головной убор - как своеобразная труба, призывающая на Страшный суд… Доспехи Жанны на современном джемпере, купленном, по признаю Дмитрия, в секонд-хенде… Но особенно впечатляющим выглядит костюм Палача с фартуком из лакированной искусственной кожи кровавого цвета. Жути ему добавляют настоящие хирургические инструменты, торчащие из огромного кармана. К сожалению, от этого элемента костюма пришлось отказаться, потому что актеру неудобно было с ними передвигаться… Но все эти и другие спектакли, о которых можно узнать на выставке, - уже перевернутая страница в творческой жизни художника. Сейчас Дмитрий с молодым режиссером Максимом Копыловым ставит в Ульяновском драматическом театре «Трех толстяков» по сказке Юрия Олеши. 

- На сцене появится гигантский торт, по которому актеры будут лазить, - делится Бобрович. - Как настоящий торт, его можно «резать» на кусочки, делить. С Максимом придумали, что персонажами спектакля будут цирковые артисты. Костюмы - трансформирующиеся. Хотим сделать нечто щемящее, зрелищное... 

Оставить комментарий

Максимальная длина сообщения 600 символов.