Лента новостей 

Волшебный шкафчик Дмитрия Бобровича

11 августа 2017, 17:00
0 979
Волшебный шкафчик Дмитрия Бобровича

Международный театральный фестиваль «Кукаrt» в Санкт-Петербурге в конце прошедшего июня открылся спектаклем, сценографом которого стал молодой ульяновский театральный художник Дмитрий Бобрович (на фото).

На этом фестивале кукольников показываются лучшие работы, созданные за последние два года в театрах мира. Интересно, что почетное право первого показа в основной программе выпадает Дмитрию уже во второй раз.

В 2015 году «Кукаrt» открывался его спектаклем «Оскар и Розовая дама» по новелле французского писателя Эрика Эммануэля Шмитта в исполнении Южно-Сахалинского театра кукол, а в этом году - «Прощанием с Матерой» Мытищинского театра кукол «Огниво» по одноименному роману Валентина Распутина. Важно, что и в том, и в другом случае это были совместные постановки молодого художника с признанным мастером Станиславом Железкиным, народным артистом России, основателем и руководителем известного в России и за рубежом Мытищинского театра кукол «Огниво», лауреатом Национальной премии «Золотая маска» и других театральных фестивалей. Их творческому содружеству уже несколько лет, вместе они поставили более десятка спектаклей. Дмитрий считает встречу с этим режиссером для себя большой удачей, ведь их творческий союз оказался на редкость плодотворным.

Из Санкт-Петербурга Бобрович вернулся вдохновленным и рассказал, что спектакль «Прощание с Матерой» выглядел очень достойно и что даже в новостях Первого канала в день открытия фестиваля «Кукart» был показан фрагмент из этой постановки. 

- Прошлым летом «Матера» взяла главный приз на фестивале «У Троицы» в Сергиевом Посаде. А на «Кукаrt» как раз и приглашают спектакли, которые уже стали победителями на разных фестивалях. На «Кукаrtе» нет ни жюри, ни призов. Это дружеский показ последних достижений театров кукол. Программа состояла из трех частей: основная - показ лучших спектаклей театров кукол, клубная - показ экспериментальных спектаклей или синтетических проектов и специальная - проведение особых мероприятий, мастер-классов, конференций. Свои проекты представляли как российские театры, так и театры из Великобритании, Ирана, Бразилии, Польши, Германии, Израиля, Эстонии, Болгарии, Сербии, Беларуси, Италии, Словакии, Боснии и Герцеговины. Мне, в частности, понравилась сценография «Одиссеи» из Болгарии. Там используются гигантские полотнища тканей, из которых создается море с волнами, корабль и многое другое. Актеры играют вживую, хотя есть и куклы. Интересно, что иностранные спектакли даются без переводов. Принцип такой: это искусство, и оно должно быть понятно и без перевода и детям, и взрослым. Дети, кстати, очень хорошо реагировали. Всего было около 50 спектаклей, - поделился впечатлениями Дмитрий.

Интересно, что он, член Союза художников России, главный художник Ульяновского областного театра кукол им. В.М. Леонтьевой, известен не только зрителям, но и посетителям музеев. Практически каждый год Бобрович открывает в них свои выставки. Сейчас в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» представлены эскизы, макеты декораций, куклы и костюмы из его спектаклей, ставших премьерами прошедшего сезона. Выставка носит название «Шкафчик с секретом». И, следуя названию, этот предмет мебели концептуально объединяет экспозицию. Почти за каждой дверцей макета, изображающего «бабушкин» шкаф, можно обнаружить «секретик» - маленький элемент оформления того или иного спектакля Бобровича. Свои тайны хранят в себе и выставленные сундучки, шкатулки, чемоданы и футляр от флейты. В каждом из этих арт-объектов словно бы спрятана сказка, и стоит только открыть крышку, как начнутся чудеса...

 

Вообще-то, с волшебным шкафчиком можно сравнить и голову самого художника. Дмитрий генерирует столько идей, фантазий, задумок, что в его спектакли все они просто не вмещаются. А выставка как раз дает возможность увидеть кое-что из нереализованного и лишний раз восхититься богатством воображения этого «бога кукол», который их создает и ими повелевает. Вот, например, спектакль по повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Над ним художник работал в Ульяновском театре кукол с молодым режиссером из Санкт-Петербурга Максимом Пахомовым.

- Мы ориентировались не на мультфильм, а на текст, - говорит Дмитрий. - Карлсон у нас более взрослый, хулиганистый и даже несколько бомжеватый, ведь, судя по повести, он и деньги ворует, и трубку курит. Актер Илья Фалюшин в роли Карлсона «летает» по сцене на канате. Задняя кирпичная стена сцены хорошо подошла для интерьера крыши, и я ее расписал. Декорация должна была быть с крыльями и в какой-то момент «улететь», потому что у Малыша была мечта о полете. К сожалению, эту задумку реализовать не удалось. Образы главных героев этой постановки Дмитрий нарисовал для выставки на старых потрепанных чемоданах: «витающий в облаках» Малыш у окна и толстый выдумщик и весельчак Карлсон, умеющий летать на самом деле.

Экспериментом для художника стал другой премьерный спектакль - «Вторая смерть Жанны д’Арк» по пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева, созданный на этот раз для Малой сцены Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова. Это совместная работа с режиссером Станиславом Железкиным. Трое актеров - заслуженный артист России Владимир Кустарников (Бог), Марк Щербаков (Палач) и Юлия Ильина (Жанна д’Арк) - играют в постановке вживую, но действие не обходится без кукол, которых они периодически берут в руки, расставляя акценты в своей игре. Кстати, спектакль и решен как игра - игра в шахматы. Основной элемент декорации - повозка - в нужные моменты трансформируется в шахматную доску. Впрочем, в ней заключен целый мир: повозка превращается то в тюремную камеру, то в лестницу, то в эшафот, то в распятие…

Шахматный принцип отражается и в костюмах, сочетающих контрастные цвета, асимметрию. Они представлены на выставке. Каббалистические символы на платье Бога, его высокий, винтообразный головной убор - как своеобразная труба, призывающая на Страшный суд… Доспехи Жанны на современном джемпере, купленном, по признаю Дмитрия, в секонд-хенде… Но особенно впечатляющим выглядит костюм Палача с фартуком из лакированной искусственной кожи кровавого цвета. Жути ему добавляют настоящие хирургические инструменты, торчащие из огромного кармана. К сожалению, от этого элемента костюма пришлось отказаться, потому что актеру неудобно было с ними передвигаться… Но все эти и другие спектакли, о которых можно узнать на выставке, - уже перевернутая страница в творческой жизни художника. Сейчас Дмитрий с молодым режиссером Максимом Копыловым ставит в Ульяновском драматическом театре «Трех толстяков» по сказке Юрия Олеши. 

- На сцене появится гигантский торт, по которому актеры будут лазить, - делится Бобрович. - Как настоящий торт, его можно «резать» на кусочки, делить. С Максимом придумали, что персонажами спектакля будут цирковые артисты. Костюмы - трансформирующиеся. Хотим сделать нечто щемящее, зрелищное... 

Оставить комментарий

Максимальная длина сообщения 600 символов.