Лента новостей 

Дмитрий РУССУ: «В Ульяновске меня тронуло, что публика всегда встает в конце концерта»

Константин Салмин 9 ноября 2015, 00:00
1 2771
Биография
Дмитрий Руссу
Дмитрий Руссу

дирижёр Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский».

В 2013 году дирижёром Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» стал петербуржец Дмитрий Руссу. За свой творческий путь он стал лауреатом всевозможных музыкальных фестивалей и конкурсов. Обозреватель 1ul.ru пообщался с известным дирижером и узнал тонкости этой необычной профессии.

–Вы на сцене выглядите очень вдохновенно. Когда люди идут в дирижеры, в этом есть что-то от самолюбования, от внешнего эффекта?

–В жизни меня больше всего вдохновляет моя семья, моя жена и дочь. Это мне придаёт силы – творчество и любовь к жизни. Помогает добиться высот и чего-то достичь. Поэтому я здесь не очень оригинален, но это так. Если говорить о музыке, то она как-то все время во мне, я даже не задумаюсь над тем, что бы было. Я на такие отвлеченные темы и не думал никогда.

–Насколько сейчас тяжело пробиться молодому дирижеру, Дмитрий Павлович? Мы видим на фестивалях, в СМИ одних и тех же людей. Великих, но одних и тех же.

–Дело в том, что дирижирование, как сказал Кирилл Кондрашин, – это профессия второй половины жизни. На мой взгляд, в любой профессии нужно чего-то добиваться, достигать высот, но очень большая ошибка – это торопливость, торопиться сделать что-то быстрее. Если вы, например, сравните, как развиваются пианисты, скрипачи – в 18-19 лет они уже гремят по всему миру, они лауреаты и т.д. Дирижеры же в этом возрасте только начинают учиться дирижировать, и это продолжается долго. После получения диплома обучение продолжается дальше, при работе с оркестром, - это длительный процесс. И очень большая ошибка для молодого дирижёра – стремиться во что бы то ни стало как можно раньше достичь больших высот. Здесь важны не только музыкальные знания и умения, но и человеческие качества, зрелость, умение общаться с людьми. А в чем состоит основная сложность для молодого дирижера? Ты выходишь к оркестру, к музыкантам, которые часто возраста твоих родителей, а ты должен им делать замечания, не просто формально, а на профессиональном языке, соблюдая законы этики и общения.

–Как вы можете оценить культурный уровень современной молодежи, в том числе ульяновской? В большинстве своем они ведь являются главными потребителями поп- и рок-музыки.

–Я не вижу, что происходит в зале, ведь я – единственный человек на сцене, который стоит спиной к публике (улыбается – прим. автора). Дело в том, что любая музыка в разной степени несет в себе определенную энергетику. Поп-концерт тоже можно провалить - молодёжь придет в ожидании чего-то такого, а на самом деле разочаруется. Если человек, который никогда не слышал симфонический оркестр, услышит вдруг классное исполнение – это не пройдет для него незамеченным и не оставит равнодушным. К сожалению, редко такое можно услышать, да и не всем это доступно. В маленьких городах очень часто из-за того, что не так насыщена культурная жизнь, вводят интернет-проект – «Виртуальный концертный зал», когда люди просто приходят, садятся перед экраном, и идет прямая трансляция концерта из зала Чайковского в Москве, например. Это все равно не то, что живое исполнение! Вот ты смотришь и думаешь: я могу точно так же сесть дома за компьютером и посмотреть концерт в ютубе. Мне кажется, что в конечном итоге успех зависит от уровня исполнения, а публика безусловно разных возрастов. В основном в Ульяновске на симфонические концерты приходят пожилые, но молодёжь тоже встречается. Хотелось бы, конечно же, больше, но это уже надо нам стараться представлять концертные программы каждый раз на самом высоком уровне.

–В последнее время все чаще современная публика сбивает музыкантов  звонками мобильных телефонов во время концерта. Вам когда-нибудь из-за этого приходилось концерт останавливать?

–Мне не приходилось. Но я вспоминаю, был такой забавный случай, когда в Петербургской филармонии выходил дирижер Николай Алексеев. Он поднял руки, и именно в эту минуту в зале зазвонил телефон, причем звонил очень громко и долго. Обычно бывает так, что телефон зазвонил, человек его выключил и все, а здесь, видимо, женщина не могла его долго найти в сумочке. Дирижёр повернулся в зал, очень артистично и с юмором развел руками, по залу прошел смешок, а телефон еще звонил где-то минуту. Потом все-таки женщина вышла из зала, дирижер повернулся к оркестру и началась музыка. Вообще во время концерта это не сбивает, но, конечно, если звонок раздастся в паузе или тихом месте – это досадно. Ведь дирижёр — это тот, кто создает атмосферу на концерте.

–Дмитрий Павлович, а как часто Вас с оркестром приглашают на закрытые, частные мероприятия?

–Не часто, но приглашают (улыбается – прим. автора). Такие концерты ничем не отличаются от обычных, отличается только публика, что приходит; сейчас такое модное слово есть – «элитная». А сама атмосфера выступления одинакова: музыканты сидят во фраках, уровень ответственности совершенно идентичный. Единственное что, на таких концертах публика ближе, нет дистанции, сцены. И получается более домашняя атмосфера. Так, например, зал Дворянского собрания является единственным в Ульяновске акустическим и пригодным для малого состава оркестра, большой состав здесь просто не поместится. Что же касается Большого зала Ленинского мемориала, то все мы знаем, что он не был построен как концертный зал, поэтому там мы не слышим оркестр так, как он должен звучать.

–С какими программами вам интереснее, приятнее выступать? Какая музыка ближе?

–Я стараюсь на данном этапе осваивать разные пласты, мне интересно с профессиональной стороны себя пробовать. Отбор приходит гораздо позже. Вот лет через тридцать мы с вами встретимся, и я скажу, что дирижировал вот это и вот это, а это я оставил – это не мое. В истории исполнительства вы не найдете абсолютно универсального музыканта; у всех есть свои «коньки», условно говоря - у кого-то лучше идет русская музыка, у кого-то – западная, и так далее. 

–А вы сами составляете программы выступления или вам их дают «сверху»?

- По-разному. Бывают такие случаи, что заявлена программа и заболел дирижер. И меня просят выступить, но не могут поменять программу, т.к. она уже составлена с разных точек зрения. Или приглашают в какой-то город и спрашивают, что я могу предложить. Я озвучиваю свои варианты, и мне говорят: да, вот это произведение можем, а вот это уже у нас в этом году повторялось. Поэтому свобода есть, и я стараюсь брать произведения, которые еще не исполнял. Повторять старое – это тоже полезно, но играть новое интереснее.

–Современную музыку сами слушаете?

–Да, мне очень нравится группа «Несчастный случай», хотя она и не совсем современная. Я считаю, что это пронзительные тексты, они очень талантливые ребята. Слушаю также, кончено, джаз. Тяжелый рок я не слушаю, все-таки слух для дирижера – важная вещь. А если говорить о современной классической музыке, то довольно много слушаю и знаю. Хотя тут мы с вами вступаем в серьезную область, где много разного, и порой сложно разобраться, как в современной литературе. Как можно объяснить человеку, что вот это -  хорошо, а это – плохо?

–Расскажите о запоминающихся случаях во время концертов, гастролей?

–Знаете, вот в Ульяновске меня тронуло, что всегда публика встает в конце концерта. В Петербурге на моей памяти это было два или три раза, когда к нам приезжали оркестры мирового уровня — например, Чикагский симфонический с Риккардо Мути или или «Флорентийский музыкальный май» с Зубином Метой... А здесь, в Ульяновске, публика всегда встает, это говорит о хорошем отношении. Сначала я думал, что был удачный концерт, а оказывается, это такая традиция и так зрители благодарят, это очень приятно. Если ты заслужил в Питере аплодисменты, то это успех, а если зрители встали, то это большая редкость. А если говорить именно об интересном случае, то для меня каждый концерт – по-своему интересный случай.

–Если вернуться к оркестру, Вам приятнее и комфортнее играть с оркестром, с которым знакомы, или с новым?

–По-разному. С новым интереснее, потому что смотришь на людей – у кого какая реакция, кто как себя ведет, привыкаешь постепенно. Я считаю, что периодически нужно работать с новыми коллективами – это держит всегда в форме. Это так же, как пианист, который гастролирует без своего рояля, и ему каждый раз нужно привыкать к инструменту. В какой-то степени, для дирижера оркестр – инструмент, хотя его нельзя так назвать, ведь это живые люди, но это тоже инструмент, из которого ты извлекаешь звук. Известно, что один и тот же инструмент, - например, скрипка, -  звучит по-разному в руках того или иного музыканта. Точно так же один и тот же оркестр звучит совершенно различно с разными дирижёрами.

–А кем бы Вы стали, не будь сейчас дирижером?

– В детстве я очень хотел пойти учиться в Нахимовское училище, но меня отдали в Хоровое. Я мечтал в 5-6 лет быть юнгой на корабле. Соответственно, перечитывал «до дыр» всю детскую приключенческую литературу, связанную с морскими путешествиями. Если бы пошёл по этому пути — кто знает! - может быть, стал бы морским офицером.

–14 ноября в Ульяновске в очередной раз пройдет проект Санкт-Петербургского Дома музыки «Река талантов». Расскажите о нем подробнее.

–В Санкт-Петербурге существует концертная организация, созданная Народным артистом России Сергеем Ролдугиным, которая поддерживает молодых музыкантов - «Санкт-Петербургский Дом музыки». Она устраивает проект, для участия в котором в Санкт-Петербург со всех городов России  приезжают студенты – молодые солисты, и ведущие педагоги консерватории проводят для них мастер-классы. Лучшие ученики–музыканты отбираются для выступления с симфоническим оркестром и едут с гастролями по городам Поволжья, в том числе и в Ульяновск. В этот раз приедут три человека – это саксофонист Владимир Устьянцев из Москвы, скрипачка Евгения Шмидт из Екатеринбурга, пианистка Анна Федосеева из Санкт-Петербурга. Услышать саксофон с симфоническим оркестром можно не так уж часто, поэтому, я думаю, будет интересно. Прозвучит музыка Глазунова, Сен-Санса и  Сибелиуса – три таких произведения, которые не часто звучат в Ульяновске.

С музыкантами я встречусь только во вторник на репетиции, но надеюсь, что они талантливые. Ребята всегда отбираются достойные, проходят отбор, мастер-классы, и потом их приглашают. Санкт-Петербургский дом музыки им все оплачивает – дорогу, проживание. Для любого молодого солиста факт выступления с симфоническим оркестром — это показатель определённой творческой зрелости.

 

–Дмитрий Павлович, а проект вместе с вами пришел в Ульяновск или уже был в нашем городе?

–Он уже был, но я принимаю в нем участие в этом году уже в третий раз. Концерт всегда проходит при полном зале в Ленинском мемориале. И, не обращая внимания на акустические возможности, приглашаю и буду рад вас видеть.

Справка 1ul.ru:

Дмитрий Павлович РУССУ родился в 1981 году в семье музыкантов. Профессиональное образование получил в Санкт-Петербургском хоровом училище им. М.И. Глинки и в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, которую окончил с отличием по двум специальностям: хоровое и оперно-симфоническое дирижирование.

В 2003-2005 годах Дмитрий Руссу сотрудничал с Международным центром хоровой музыки в Швеции, был участником проекта по созданию Международного Камерного хора региона Баренцева моря, объединяющего певцов из Швеции, Норвегии, Финляндии и России, гастролировал с этим коллективом в странах Скандинавии. Был первым исполнителем в России ряда произведений современных скандинавских и прибалтийских композиторов – А. Пярта, Я. Мянтиярви, В. Аугустинаса, П. Плакидиса и других. В 2006-2007 годах являлся главным дирижёром «Русской роговой капеллы». В 2007 дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В 2008-2012 годах стажировался в Санкт-Петербургской филармонии в Академическом симфоническом оркестре. В 2012 дебютировал в Театре Оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, исполнив оперу «Иоланта» П.И. Чайковского.

В репертуаре дирижёра – произведения различных эпох и стилей. В качестве дирижёра участвует в проекте «Река талантов», организованном Санкт-Петербургским Домом музыки. Гастролировал в России, Европе, Южной Корее. Выступал с такими солистами, как пианисты Ю. Розум, В. Овчинников и Н. Саратовский, скрипачи Г. Казазян и С. Тютюник, певцы В. Джиоева, Е. Кичигина и О. Безинских, валторнист Г. Бауман, гобоист А. Балашов.

В 2013 году Дмитрий Руссу стал лауреатом Первой премии на III Всероссийском конкурсе дирижёров симфонических оркестров им. И.А. Мусина.

С 2013 года – дирижёр Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». В качестве приглашённого дирижёра сотрудничает с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестрами Волгоградской, Самарской, Хабаровской, Карельской филармонии и Удмуртской республики.

 


Компания: Ульяновская областная филармония

комментарии
Максимальная длина сообщения 600 символов.
Материалы по теме

Читайте также
15 ноября 2017
Шура в Ульяновске:  «Хоронить Ленина надо…  Это некрасиво, что он там лежит и тухнет, бедный» Шура в Ульяновске: «Хоронить Ленина надо… Это некрасиво, что он там лежит и тухнет, бедный»
В минувшие выходные наш город посетил целый десант популярных звезд 90-х. Среди них в Ульяновск приехал и неординарный Шура – певец, который всегда удивлял зрителей своим необычным образом. После первого выступления в Ленинском мемориале исполнитель дал эксклюзивное интервью корреспонденту Первого ульяновского портала.
27 июля 2017
«Градусы»: «В АКВАМОЛЛе мы тренировались, чтобы собрать стадион» «Градусы»: «В АКВАМОЛЛе мы тренировались, чтобы собрать стадион»
В минувшие выходные популярный региональный ТРЦ отметил свое пятилетие. Для жителей и гостей города подготовили насыщенную развлекательную программу с конкурсами и подарками. Самым ожидаемым событием вечера стало выступление хэдлайнера юбилейных торжеств, популярной российской группы «Градусы». После концерта звездный коллектив дал эксклюзивное интервью корреспонденту Первого ульяновского портала.
17 апреля 2017
Солист группы «Фактор-2» Илья Подстрелов: «Народ приходит на наши концерты вспоминать старые времена…» Солист группы «Фактор-2» Илья Подстрелов: «Народ приходит на наши концерты вспоминать старые времена…»
В минувшую субботу в нашем городе выступила культовая российская группа «Фактор-2». Коллектив с неоднозначным репертуаром и отношением к нему слушателей собрал полный клуб поклонников, которые с радостью подпевали проверенные годами хиты.