29 апреля 2017, 10:14
1 1633
0
0

От сайтов и соцсетей к Яндексу и Гуглу. Ульяновец создал компанию, вошедшую в топ-30 по России

От сайтов и соцсетей к Яндексу и Гуглу. Ульяновец создал компанию, вошедшую в топ-30 по России

В преддверии церемонии награждения премии Ul City Awards мы побеседовали с одним из номинантов на «Бизнесмена года» Русланом Мухаметовым, основателем и совладельцем компании «Mixplus». Руслан рассказал, как от создания сайтов перешел к интернет-маркетингу, и почему сегодня – самое время начинать бизнес.

Руслан Мухаметов, 29 лет, высшее образование по специальности «Финансы и кредит».

Руслан начал работать в студенческие годы, чтобы оплатить обучение в УлГТУ. Он устроился программистом в ульяновский фармколледж, по вечерам ходил в политех, а параллельно делал сайты.

– В школе я параллельно учился в колледже, потом надо было отучиться три года в университете. Платить за образование мои родители не могли, и я пошел работать. Примерно три года мне платили зарплату 4 700 рублей – зато стабильно. Потихоньку я начал делать сайты – первый заказ сделал за 8 тысяч рублей. Параллельно занимался продвижением ночных клубов.

– Когда вы начали программировать?

– Свой первый сайт я создал еще в школе. Учился всему сам, за ночь изучил язык HTML – язык верстки. Потом ставил движки, делал верстку, дизайн – все делал сам, под ключ. Продолжил в университете – у меня были свои развлекательные порталы на всю Россию, я их продвигал и продавал там рекламу. Это было как хобби. Раньше все было намного сложнее, надо было заморачиваться. Сейчас есть конструкторы, и в принципе любой студент легко может все сделать.

– Когда занялись предпринимательской деятельностью?

– Смотря что под этим понимать, ИП я зарегистрировал в 2008 году, когда начал делать первые сайты по договору. На тот момент я занимался продвижением ночных клубов «Пятое солнце» и «Реактор» в соцсетях, завлекал в клубы посетителей. Я нашел, как можно быть полезным директорам этих заведений и одновременно зарабатывать У меня были самые большие на тот момент ресурсы в соцсети «ВКонтакте» в городе. После у меня появились достаточно хорошие знакомства с директорами, с людьми, которые привозили концерты в клубы. Они меня рекомендовали как человека, который может сделать сайт, информация разошлась по сарафанному радио, росли объемы работы, пошли первые клиенты. Я стал развиваться в эту сторону.

– Как появился «Mixplus»?

– В 2008 году я уже думал, что надо придумать себе как компании какое-то имя, сформировать и развивать бренд. Если честно, я даже не помню, как это имя появилось, наверное, посоветовался с ребятами, набросал варианты и все. Зарегистрировал домен, а в 2013 году зарегистрировал ООО. Компания просто переросла из ИП.

– Когда открыли ИП, работали в одиночку?

– Год-полтора работал один, все делал сам. Потом понял, что объемы растут, стал брать людей. Еще года полтора-два я работал только с фрилансерами. Наладил хорошие отношения, все люди – дизайнеры, верстальщики, программисты – работали удаленно. Я ставил задачи и контролировал их по скайпу, работал как менеджер проектов. Потом начал брать людей в штат, и компания стала расти. Первое время я боялся кого-либо нанимать, тема делегирования сложно давалась, потому что я по натуре ответственный человек. Думал, что все косячат, и старался по максимуму делать все сам. Позже осознал, что так дело не пойдет, надо научиться делегировать.

– А сейчас продолжаете самостоятельно вести проекты?

– Нет, сейчас я занимаюсь стратегией, взаимоотношениями с партнерами, некоторыми продажами – если ко мне пришли по рекомендации или есть крупный клиент, я, бывает, участвую в переговорах. Участвую в обучении и развитии людей, собеседую кандидатов. Проекты не веду. Там уже есть классные специалисты. Какая основная задача предпринимателя? Найти тех, кто делает что-то лучше тебя, и объединить их в систему. Я таких людей нашел, они более компетентны, разбираются лучше меня, зачем мне туда встревать? Моя задача – сделать так, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, развивались в этой среде и кайфовали от своей работы.

– Как от создания сайтов перешли к интернет-маркетингу?

– Это было порядка трех лет назад. Что мне не нравилось у сайтов – проектная работа, нет так называемого LTV (совокупная прибыль компании от одного клиента за все время работы с ним – прим. ред.), много стресса и моментов, которые от тебя напрямую не зависят – когда подрядчики нарушают сроки, например. Ты с ними «бодаешься» постоянно, строишь систему, но я не смог это докрутить до конца. Три года назад познакомился с Владом Бабиновым, он порядка восьми лет занимается контекстной рекламой, очень хороший специалист. Мы объединились и решили сфокусироваться на контекстной рекламе. Сайты пока остались, но мы усилили интернет-маркетинг. Теперь Влад мой партнер по этому направлению.

Сейчас выигрывает тот, кто концентрируется, сильно прокачивает профильную специальность. Мы заморачиваемся над качеством, обучением, развиваем узкую область, поэтому у нас хорошие результаты. По Ульяновску мы, в принципе, лидеры. По России вошли в топ-30 агентств по контекстной рекламе.

– С какими компаниями работаете в Ульяновске?

– На ульяновском рынке это «Запад», «Авторай», «Мотом», «Быстроденьги». Вообще мы стараемся ориентироваться на Москву, потому что трудозатраты в Ульяновске и Москве практически одинаковые, а бюджеты могут отличаться в десятки раз. Следовательно, в столице можно делать то же самое и получать больший доход.

– Кто вас поддерживал? Родители как реагировали?

– Родители были против. После того, как я открыл ИП, они мне 2-3 года предлагали работу – скидывали вакансии, типа – «Может, ты прекратишь фигней заниматься?». Потом им надоело, и они перестали возражать. В 2013 году я привез из Москвы относительно хороший автомобиль – «Ауди А4», пригласил родителей. Они посмотрели и, наверное, только в этот момент порадовались. Я им хотел показать, что не фигней занимаюсь.

Если честно, на тот момент вообще никто не поддерживал. Друзья тоже как-то так… сам развивался. Сейчас есть ряд сообществ, мы сами с ребятами, которые такой же путь прошли, создаем сообщества предпринимателей, это реально круто. Я советую вступать в них. Раньше такие сообщества, может, и были, я об этом не знал и сам по себе развивался. Но уверен, если бы я в такое сообщество вступил, развивался бы в разы быстрее.

– Какие сообщества можете рекомендовать?

– Пару лет назад я поучаствовал в форуме «Слобода» для предпринимателей, мне очень понравилось. Я решил там стать организатором. Вот уже два года мы проводим форум, на него приезжает порядка 150-200 человек. Приглашаем спикеров – успешных бизнесменов. Для предпринимателей собрания такого формата полезны. Хочется развивать в Ульяновске тему предпринимательства, общественную деятельность.

– Какие сейчас показатели у вашей фирмы?

– За 2016 год выручка составила свыше 100 млн рублей. В штате 25 человек: в Москве отдел продаж, а здесь специалисты, которые делают рекламные кампании.

– Какие-то еще направления в бизнесе пробовали?

– Пробовал. Буквально пару месяцев назад один достаточно крупный, по моим меркам, предприниматель предложил запустить совместный проект по срочному выкупу квартир «ДомоВыкуп». Естественно, я не мог упустить такой возможности, и уже через несколько недель мы выкупили первую квартиру. Уверен, вы еще услышите про этот проект.

Из провального – был бум «Биглиона» и «Групона», я начал делать такой же проект. Потратил много времени и денег, но в итоге закрыл, потому что чувствовал, что с рынком происходит что-то непонятное. В принципе я правильно сделал – этот рынок сдулся. У меня все шло месяца три, прибыли не было, я только вкладывал деньги, но мог потратить еще больше, если бы не закрыл. Хорошо, что остановился вовремя.

– Сколько вы вложили в это проект?

– Тысяч двести, наверное. Для меня это тогда была очень большая сумма, я зарабатывал тысяч 50-60. Деньги ушли в разработку сайта, я заказал хороший дизайн, нанял программистов, менеджера по продажам. По деньгам это самый большой провал. Так-то я стараюсь все продумывать.

– Когда почувствовали первый успех?

– В принципе, я постоянно кайфовал и кайфую от того, что делаю. Нет такого, что вот сейчас прямо успех пришел. Это постоянная работа, я не считаю себя успешными предпринимателем, постоянно учусь, мне есть, на кого равняться. Для меня это постоянный путь развития. Главное – реально кайфовать от того, что ты растешь, строишь вокруг себя команду единомышленников, что какое-то признание есть, отдача.

– Что вам дает моральную отдачу?

– Сейчас я начал более сознательно заниматься благотворительностью. Раньше не заострял на этом внимания, просто перечислял деньги. А пару лет назад, так получилось, поехал со знакомыми в детский дом. Сейчас мы покупаем туда вещи, общаемся с детьми, ремонт там делаем. Немного участвую в мероприятиях от «Ротари клуб» – это благотворительный фонд. Они классные ребята, собирают деньги на полезные дела. В такие моменты чувствуешь энергию, а энергия предпринимателю нужна. Я не могу сказать, что я суперволонтер или филантроп, но стараюсь принимать участие в таких проектах. Помогать надо людям, это ж все вернется.

– С какими проблемами пришлось столкнуться в бизнесе?

– Сейчас у нас основная проблема в том, что не хватает людей. У многих так – и у айтишников, но они это переросли в том плане, что начинают работать со студентами чуть ли ни с первого курса. Мы к этому только подошли. Нам нужны интернет-маркетологи, и сейчас мы открываем совместный проект с Яндексом: будем набирать 10-15 человек на двухмесячное обучение и дальнейшую стажировку, их будут курировать наши ребята и специалисты из Яндекса по скайпу. Будем прокачивать людей, отбирать и выводить в штат. Суть проекта – в развитии интернет-маркетинга, в университетах этому не учат, дают просто базу маркетинга. В будущем мы планируем в том числе в вузах давать курсы и, возможно, встраиваться в программу с лекциями.

– Конкурентная среда в Ульяновске есть? Как вы ее оцениваете?

– Конкуренция есть в Ульяновске только на рынке труда, если говорить про рынок клиентский – наверное, нет. Рынок настолько большой, что мы не пересекаемся с другими компаниями, за все время, может, один-два клиента пересеклись. А вот на рынке труда – конкурируем, боремся за специалистов.

– Какие планы по развитию компании?

– План на три года – войти в топ-10 по России, это будет гордость и за Ульяновск. Я на самом деле патриот города и верю, что можно в Ульяновске развиваться. Вторая задача – создать большое сообщество интернет-маркетологов, развивать направление, чтобы люди погружались в это, изучали, чтобы в Ульяновске была возможность вырасти как специалист в интернет-маркетинге. На этот год план – увеличить штат в 2,5 раза, к этому идем через обучение.

– Что можете посоветовать начинающим бизнесменам?

– Первое – не бояться. Просто понять, что если вы начнете заниматься предпринимательством, ничего не случится. Попробуйте, проверьте себя.

Второй момент – в интернете сейчас много информации, есть много разных курсов, сообществ, которые помогают делать первые шаги в предпринимательстве, есть четкие стратегии. Есть «Авито» – хочешь чем-то заняться – закинь объявление и принимай звонки.

Третье – надо найти сообщество предпринимателей и обязательно туда вступить, общаться с теми, кем ты хочешь быть. Это очень важно – среда, окружение сильно влияют на тебя.

Четвертый момент – если ты выбрал какой-то бизнес, начинаешь в нем разбираться и хочешь дойти до определенного результата, найди того, кто это уже сделал. Помоги ему, и старайся получать от него информацию, учиться у него. Если он этот путь уже прошел, он может показать его и тебе. Не нужно конкурировать – найди похожую сферу. Так ты можешь резко вырасти и набить меньше шишек. Это все то, чего мне не хватало. Можно сказать, это советы самому себе 10 лет назад.

– На ваш взгляд, сейчас подходящее время начинать бизнес?

– Да, вполне. Как говорят, кризис – это время возможностей. Мы особо не чувствуем кризис, наоборот – сейчас бюджеты перетекают в сторону интернет-маркетинга, клиенты отказываются от неэффективных и непрозрачных каналов. В интернет-маркетинге все четко: столько заявок, звонков, денег. С баннера на улице это сложно оценить. И сейчас суперподходящее время: много возможностей, даже, мне кажется, слишком много, и, может быть, люди поэтому и ленятся – в интернете можно все прочитать. Можно любое направление протестить за день. В наше время крайне важна скорость движения и принятия решений. Лучше делать много попыток и много ошибаться, чем не делать попытки вообще.

А вообще бизнес дает много свободы. Не надо согласовывать отпуск, к примеру, если более-менее система выстроена. Я прошел тяжелый путь до этого момента. Я сейчас изучаю так называемый нетворкинг – умение знакомиться с нужными людьми. Это классное качество, я советую у себя его тоже прокачивать, оно сильно помогает. На мой взгляд, бизнес строится на взаимоотношениях с людьми. 

Фото предоставлены Русланом Мухаметовым

Новости партнеров

комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Войти Вконтакте Фейсбук
Максимальная длина сообщения 600 символов.
  • Грей

    25 мая 2017, 10:18

    Оценка:

    Ну красава, Чо)

    Отзыв был полезен для Вас?

    Да Нет

ускоритель продаж