Лента новостей 

Банковские эксперты рассказали, почему люди стали брать больше мелких кредитов

6 декабря 2017, 06:01
1 1234
Банковские эксперты рассказали, почему люди стали брать больше мелких кредитов

Финансовые эксперты и банковские работники обратили внимание на сложившуюся в России тенденцию – заемщики стали брать много кредитов на покупку сравнительно недорогих товаров (телефонов, холодильников, мебели). С чем связано такое поведение, разбирался корреспондент Первого ульяновского портала.

Оценки аналитиков подтверждают и данные Банка России – уровень кредитования физических лиц растет. Объем займов, выданных банками Ульяновской области, за последнее время увеличился на 11 млрд рублей – с 30,3 млрд рублей в августе до 41,3 млрд рублей по состоянию на 1 октября. Примечательно, что уровень просроченной задолженности в регионе за три месяца вырос незначительно – на 40 миллионов. Причем в октябре по сравнению с сентябрем показатель даже снизился.

Рост интереса к потребительскому кредитованию у россиян отмечает старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов «Ренессанс Кредит» Сергей Васильев. Он связывает это с тем, что макроэкономическая ситуация в стране становится более стабильной, а реально располагаемые доходы населения не увеличиваются. Это вынуждает людей удовлетворять потребительский спрос за счет кредитов, например при помощи в получении кредита от ARTEGO Finans*, чтобы не откладывать покупки, россияне активно оформляют займы в банках.

По словам эксперта, чаще всего мелкие кредиты берут на покупку товаров – мобильников, бытовой техники, электроники, мебели, меховых изделий. Такое потребительское поведение целесообразно, когда заемщик хочет приобрести только одну вещь, например, поменять холодильник или купить новый гаджет. В этих случаях Сергей Васильев советует воспользоваться целевым кредитом или банковской рассрочкой – она бесплатна, чем и привлекает многих клиентов. Если же потребительский запрос включает в себя больше одной вещи – к примеру, заемщик хочет сделать ремонт, купить новую мебель и бытовую технику – удобнее оформить кредит наличкой на большую сумму и на большой срок.

Иной точки зрения на причины сложившейся тенденции придерживается аналитик банка Хоум Кредит Станислав Дужинский: он отмечает прирост реальных зарплат населения. За январь-сентябрь этого года по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом доходы россиян выросли на 2,5%.

– По мере снижения инфляции (прирост ИПЦ в годовом выражении составил в октябре всего 2,7%) отмечается позитивная динамика реальных зарплат населения. В результате улучшения экономической ситуации мы видим восстановление рынка потребительского кредитования, – сообщает эксперт.

Дужинский приводит данные Банка России, по которым с января по сентябрь 2017-го в России было выдано кредитов на 6,4 трлн рублей. Это превышает показатель 2016 года на 23,2%. Большая часть этого объема заемных средств приходится на ипотеку, но выросло и количество кредитов физлицам.

Клиентам Хоум Кредит заемные средства чаще требуются на ремонт, покупку автомобиля, недвижимости, крупной бытовой техники и путешествий (в порядке убывания «популярности»). Наиболее востребованный вид кредита – наличные (67% респондентов в 2017-м против 61,7% в 2016-м). POS – кредиты (в местах продаж) выбирают 15,3% клиентов банка (показатель снизился на 1,3%), третье место занимает ипотека (12,7% против 11,9%). Пользоваться кредиткой предпочитают 9% респондентов (показатель вырос на 0,1%).

Тенденцию подтверждает и аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов. Курс на мелкие кредиты он обуславливает двумя основными причинами – займами в МФО и перекредитованием. В микрофинансовые организации потребители обращаются, чтобы удовлетворить текущие нужды. Популярность микрозаймов основывается на быстроте выдачи и отсутствии жестких требований к клиенту. Также население активно стало пользоваться займами со льготным периодом для погашения ранее взятых кредитов – многие банки рекламируют эту услугу.

Противоположное мнение на ситуацию высказал Бинбанк. По информации управляющего Волжской региональной дирекциибанка Ильи Гринберга, благодаря росту финансовой грамотности населения их клиенты предпочитают брать кредиты только на крупные и важные покупки – ремонт, приобретение недвижимости или автомобиля.

– В целом у нас как у крупного универсального банка иная картина. Что касается мелких покупок (чайник, сковородка и т.д.) – граждане преимущественно делают их на собственные средства или с помощью кредитной карты, по которой есть льготный период, позволяющий не платить проценты, – подчеркивает Илья Гринберг.

Также клиенты Бинбанка активно пользуются услугой рефинансирования кредитов, оформленных ранее по более высоким ставкам в других банках. Это позволяет объединиться несколько займов и снизить размер ежемесячного платежа. В некоторых случаях – даже получить некую сумму «на руки».


*реклама